Li-Ion аккумулятор для модели танка

Автор aak177, 17:03:25

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

aak177

Конечно, надо. Только вот банок больше нет - надо заказывать... А заодно и платы BMS на 2S, чтобы аккумулятор был совсем правильный (с защитой от КЗ, перезаряда, переразряда и с балансировкой при заряде-разряде).

По ссылке Алексея банки дороже. По моей - дешевле, в Питере и  бесплатная доставка "до двери" при заказе 10 шт и более... Кроме того, там большой выбор разных элементов питания, зарядников и сопутствующей продукции. Общаться с теми людьми мне понравилось - все четко и по делу. Рекомендую!

Deny

Цитата: aak177Конечно, надо. Только вот банок больше нет - надо заказывать... А заодно и платы BMS на 2S, чтобы аккумулятор был совсем правильный (с защитой от КЗ, перезаряда, переразряда и с балансировкой при заряде-разряде).

По ссылке Алексея банки дороже. По моей - дешевле, в Питере и  бесплатная доставка "до двери" при заказе 10 шт и более... Кроме того, там большой выбор разных элементов питания, зарядников и сопутствующей продукции. Общаться с теми людьми мне понравилось - все четко и по делу. Рекомендую!
Что за плата BMS x  есть возможность ссылку кинуть?
​Не говорите, если это не изменит тишину к лучшему.

aak177

Можно. https://mysku.ru/blog/aliexpress/55176.html  Это для 3S (12 в), которые я использовал для шуруповертов. Бывают и на 2S, и на 4S, и на 5S... Причем плату на 3 (4,5..) можно использовать и для двух банок, закоротив третий вход. Но лучше брать под две банки - дешевле и меньше размером.
Конкретно для 2S (наш случай): https://ru.aliexpress.com/item/32835055863.html?spm=a2g0v.search0302.3.87.204e4ff1PTQg3R&ws_ab_test=searchweb0_0,searchweb201602_0_10910_453_10911_454_10914_10915_10618_536_317_537_319_10059_10696_10084_10083_10887_10307_321_322_10065_10068_10301_10103_10884,searchweb201603_0,ppcSwitch_0&algo_pvid=839374f4-bef8-4344-92c8-8f7bfed8300e&algo_expid=839374f4-bef8-4344-92c8-8f7bfed8300e-10
Их бывает много разновидностей, на разные токи, с балансиром или без и т.д.

aak177

Спаял аккумулятор увеличенной емкости (2S 2P), завтра выложу статью и фото.

Deny

Цитата: aak177Спаял аккумулятор увеличенной емкости (2S 2P), наверное, завтра выложу статью и фото. Получилось неплохо.
Ждем. 
​Не говорите, если это не изменит тишину к лучшему.

aak177

Li-Ion аккумулятор повышенной емкости для модели танка (часть 2)

Немного ранее я рассказал как сделать своими руками недорогой альтернативный (промышленному) Li-Ion аккумулятор для моделей, использующих питание в диапазоне 7-8 вольт при токах до 15 ампер.
И все у получившегося в итоге аккумулятора хорошо, кроме одного – емкости. Возможно, 3000 Маh кому-то вполне достаточно, но мне всегда хочется иметь батарею максимально емкую. Поэтому, сегодня я расскажу как сравнительно просто нарастить емкость батареи (в данном случае в 2 раза, но можно и в 3, 4, и даже в N раз, с учетом того, что во столько же раз будут увеличиваться физические размеры и вес батареи).

Итак, для изготовления аккумуляторной батареи емкостью 6000 Mah (по умному – формата 2S 2P) потребуется:
- четыре элемента (банки) SAMSUNG INR 18650 – 30Q или аналогичные высокотоковые;
- силовой разъем с проводами форматаTamia;
- трехконтактный балансировочный разъем «мама» с проводами;
- 3 куска никелевой ленты (два коротких, один длинный) для пайки аккумуляторов (или полоски жести, вырезанных из луженой консервной банки от сгущенки);
- изолента, скотч (или термоусадка) для пайки и окончательного оформления аккумулятора;
- паяльники на 25, 40, 65 ватт (или один не менее 40 ватт);
- канифоль, активный флюс (паяльная кислота), припой ПОС-40(60).

[attach=1,msg8513]

У кого есть возможность, пайку пластин к аккумулятору можно заменить сваркой, но провода все равно придется паять.
Последовательность действий такая (все пункты нужно строго соблюдать!):
- отбираем четыре банки одной партии и как можно более точно одинаковой емкости и  внутреннего сопротивления (определяется после нескольких (не менее трех) циклов заряд-разряд каждой банки). Следует иметь ввиду, что чем больше банок паяется в параллель, тем точнее должны подбираться их параметры, так как плата BMS или умное зарядное устройство при зарядке будет балансировать банки уже не индивидуально, а пакетами, спаянными в параллель. При больших отклонениях параметров банки будут умирать одна за одной, пока вся батарея не выйдет из строя;
- одинаково РАЗРЯЖАЕМ все банки до напряжения 2,5 - 3 в (очень важно!!! Если неаккуратно и долго паять заряженные банки возможна деградация аккумулятора и даже его воспламенение и взрыв!!! Также данная мера позволит избежать тяжелых последствий при случайном коротком замыкании);
- с использованием активного флюса (кислоты) быстро и аккуратно лудим контакты банок, после чего немедленно охлаждаем место пайки мокрой тряпкой;
- тщательно удаляем остатки флюса (водой, спиртом), сушим насухо феном;
- лудим соединительные пластинки с кислотой, тщательно промываем водой, сушим;
- прихватываем банки скотчем (так, чтобы + и – у соседних банок были в одну сторону), чтобы не расползались во время пайки;
- коротким касанием припаиваем одну короткую соединительную пластину к нижним торцам (- и -) банок, сразу охлаждаем места паек мокрой тряпкой. Затем припаиваем вторую короткую соединительную пластину к верхним торцам (+ и +) банок, сразу охлаждаем места паек мокрой тряпкой;

[attach=2,msg8513]

- вымеряем длину проводов, готовим силовой и балансировочные разъемы и шлейфы (облуживаем с канифолью концы проводов, собираем разъемы);
- припаиваем с канифолью центральный провод балансировочного разъема к третьей (длинной) соединительной планке (на фото – зеленый провод);
- припаиваем длинную соединительную пластину, согнутую ровно посередине под 90 градусов сначала к одной паре банок, затем ко второй. Прижимаем пары банок друг к другу. Если получилось неровно, можно поправить, снова разогнув пластину и перепаяв ее на одной из пар банок;

[attach=3,msg8513]

- припаиваем с канифолью к + и – парам банок силовые и балансировочные провода (красный вместе с красным к +, черный вместе с черным к -), остужаем места пайки мокрой тряпкой;

[attach=4,msg8513]

[attach=5,msg8513]   

- удаляем (спиртом, ацетоном) остатки канифоли с мест пайки, охлаждаем собранную батарею до комнатной температуры;
- проверяем правильность сборки. Подключаем к зарядному устройству сначала силовой разъем, затем балансировочный. Устанавливаем тип батареи Li-Ion 2S, ток зарядки 0,5 А, тип зарядки – «с балансировкой» и включаем зарядку. Если все сделано правильно, должна начаться зарядка с отображением напряжения по банкам. Если не так, ищем ошибку, устраняем;
- если все ОК, прерываем зарядку, окончательно оформляем батарею. У кого есть возможность – термоусадкой, у кого нет – изолентой. Главное, чтобы в итоге у батареи не осталось ни одного места, где есть оголенный контакт (не важно + или -). В этой версии батареи для оформления низа и верха я использовал заглушки, вырезанные из заглушек от старого никелевого аккумулятора, а корпус затянул толстой термоусадкой;

[attach=6,msg8513]

- подключаем батарею к зарядке в режиме балансировки. Полностью разряжаем (допустимое минимальное напряжение 5,0 В), а затем полностью заряжаем в режиме балансировки током 1,0 А. Данная процедура нужна для выравнивания  внутренних сопротивлений и емкости банок, а также устранения негативных последствий возможного перегрева при пайке. У меня все сразу получилось, а емкость аккумулятора составила даже насколько больше, чем ожидалось.

Все, можно пользоваться. В итоге, примерно за 1250 рублей мы имеем сильнотоковый аккумулятор емкостью 6000 Mah, примерно в габаритах стандартного аккумулятора (точнее, длина практически равна стандартному никелевому аккумулятору, а ширина и высота немного меньше, чем у никеля) имеющий ресурс не менее 300 циклов заряд-разряд, небольшого веса (около 200 г). Еще одна неплохая альтернатива Li-Po аккумуляторам заводского изготовления, не правда ли?

[attach=7,msg8513]

[attach=8,msg8513]

[attach=9,msg8513]

[attach=10,msg8513]

Для тех, у кого нет зарядки с балансиром, или нет возможности изготовить балансировочный разъем, могу сказать, что в данной конфигурации очень желательно использовать внешнюю плату BMS с балансировкой, которую смонтировать прямо на батарее (причины описаны выше). Я сейчас жду такие платы, заказанные на Алиэкспресс https://ru.aliexpress.com/item/32949623871.html?spm=a2g0o.detail.1000014.15.68784c4704g3BU&gps-id=pcDetailBottomMoreOtherSeller&scm=1007.13338.136873.0&scm_id=1007.13338.136873.0&scm-url=1007.13338.136873.0&pvid=4250d7e5-d009-460e-8a2d-3fd767258139 . Как придут, соберу «правильный» аккумулятор с ними.

В любом случае главное помнить, что нельзя часто заряжать аккумулятор током больше 1,5 А (лучше 1,0-1,2 А) и напряжением выше 8,4 В (т.е. 4,2 В на банку) и разряжать до напряжения ниже 5 В (лучше не ниже 6 В, т.е. 2,5-3,0 В на банку). Несоблюдение этих правил быстро выведет аккумулятор из строя, а в случае неправильной зарядки возможен пожар и взрыв. От всех этих неприятностей гарантирует использование плат BMS, вот почему я так агитирую за них.

Искренне Ваш, Андрей.

Deny

Спасибо, все дельно и подробно. 
​Не говорите, если это не изменит тишину к лучшему.

aak177

Банки из Китая приехали, жду платы BMS, тогда напишу как сделать совсем "правильный" аккумулятор.

aak177

Все давно приехало, но на работе завал - конец года. Не знаю, когда теперь сделаю аккумуляторы и выложу статью.

Deny

Будем ждать, статья имеет огромный интерес.
​Не говорите, если это не изменит тишину к лучшему.